Предупрежден - значит вооружен (звукоизоляция для "чайников")
В древней Греции, при построении амфитеатров, зодчие пытались создать не только идеальную видимость актеров, но и обеспечить максимальную разборчивость. Для этого они использовали особенную форму помещения и дополнительные средства, вроде «резонаторов». Однако, с тех пор, развитие акустики помещения находилось в состоянии «сна», длившегося вплоть до 1853-го года, когда Дж. Б. Уфам провел ряд опытов в большом бостонском зале и заметил влияние разных ооблицовочных материалов на длительность послезвучания и на качество звучания.
Вторая половина 19-го века характеризуется значительным повышением интереса ученых к этой отрасли науки. Исследования Уолеса Себина, опубликованные в 1923 году положило новый этап в развитии теории акустики помещения и акустических материалов. Однако, такой интерес проявлялся лишь к акустическому проектированию помещения и вообще не задевал влияние звука на человека. До 50-х годов прошлого века, проблема шумового загрязнения вообще не стояла перед обществом. Однако, в первую очередь из-за шума транспортных потоков, и воздушного транспорта, проблема шумового загрязнения стала лимитирующим фактором. Считается, что почти 20 % населения Европейского Союза страдают от влияния шума, уровень которого превышает 65 дБА (такой уровень является недопустимым).
Под звукоизоляцией понимают защиту объекта от проникновения звуковых помех или шумов, источники которых могут находиться как извне объекта так и внутри.
Для того чтобы, понять суть звукоизоляции необходимо знать, что такое шум и вибрация. Звуковые помехи и шумы по своей сути это упругие колебания частичек среды с определенными частотами. Зона слухового восприятия человека ограничена по частоте значениями 20…20000 Гц. По восприятию максимума энергии в частотном диапазоне шумы подразделяют на низко- (до 300 Гц), средне- (300-800 Гц) и высокочастотные (свыше 800 Гц). Сложнее всего звукоизолировать низкочастотные шумы, поскольку они хуже поглощаются, огибают стены и проникают через смежные поверхности помещения.
Воздушные шумы попадают в помещение путем воздушного переноса:
- через отверстия, щели в перегородках или через вентиляционные каналы (негерметичные стыки);
- через поры в твердых перегородках (пористые строительные материалы);
- вызванные колебаниями перегородки, отделяющей помещение от источника шума.
Ударные шумы проникают в помещение, возникая и распространяясь в твердых телах:
- вследствие колебаний частиц материала перегородок, сам материал становится излучателем звука, возникает так называемая ударная проводимость;
- через вибрации, создаваемые движением транспорта, машинами и механизмами, они передаются по земле, фундаменту и конструктивным элементам зданий.
Количественные характеристики распространенных в современном обществе шумов приведены в таблице.
Уровни шума типовых источников звука
Источник |
Уровень, дБА |
---|---|
Спокойное дыхание |
10 |
Шепот |
30 |
Разговор |
66 |
Детский плач |
78 |
Перфоратор |
90-95 |
Самолет при посадке (данные для Ту-154) |
106 |